Закрыть ... [X]

Композиция сада фото

автор Фомина А.И., фото А. Власова Святилище Омива. Камень–божество ивакура.


Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
Настоятель дзенского монастыря.

На титульном фото - камень-божество ивакура в святилище Омива. Вот так благоговейно обвязывали «божественное чело» избранных камней японцы в древности.

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого сада поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Особое значение камень приобрёл в эпоху Средневековья, когда укоренялась культура дзен-буддизма. К новой религии японцы обращались с надеждой укрепить силу и дух в периоды длительных междоусобных войн. Дзен-буддизм рождал новый вид сада, доведя символизм сада до абсолюта, где камню отводилась основная роль в передаче сущности мироздания.

Японское государство находится на островах вулканического происхождения. Поэтому горами занята большая часть территории Японии, и вся жизнь коренного населения тем или иным образом связана с горами и камнями.

В японском искусстве герои песен, стихов, живописных произведений – это зачастую холмы, скалы, священные камни и священные горы.
Талантливому японскому архитектору Кендзо Танге принадлежат такие слова: «Духовное влечение японцев к необработанным камням, первоначально питавшееся религиозными представлениями, характерно для всей истории Японии вплоть до наших дней. Оно проглядывает в использовании камней и валунов в строительстве и при устройстве садов. Создание каменных садов высокой эстетической ценности, полных символической многозначительности, когда несколько камней могут складываться в знак целой Вселенной, - важная часть традиционной японской садовой культуры. Таким образом, внушённое религией ощущение камня породило то, что мы можем назвать «искусство камня». Искусство камня, в свой черёд, вдохнуло в камни жизнь и дух, и этим лишь укрепило традиционное тяготение к ним».

Прекрасное объяснение японцем сути отношения к камню в его стране!

Отсюда становится понятным, почему каждый японский сад – это в большей или меньшей степени «сад камней», и почему камень по-прежнему остаётся главным компонентом создания японского сада и в настоящее время.
Об этом будем помнить и мы при создании сада в японском стиле.

Прежде чем приступать к материальному воплощению проекта сада, нужно определить: какими будут камни вашего сада, где вы их возьмёте в необходимом количестве.

Причём, камни для сада должны отвечать определённым требованиям:

  • соответствовать стилю композиции сада, не споря друг с другом по цвету, структуре, происхождению;
  • форма и размер камней должны быть правильно определены в соответствии с концепцией вашего сада.

Чтобы сад в японском стиле состоялся и стал «частью Вселенной», нужно понять природу и характер главного героя сада – камней, которые будут жить в этом саду.

Осознать природу камней можно только тогда, когда начинаешь с ними работать. Так случилось и со мной.
По настоящему понятным стало для меня трепетное отношение японцев к камням не тогда, когда я снова и снова перечитывала соответствующие тексты и вглядывалась в фотографии. Понятным это стало тогда, когда я физически соприкоснулась с камнями, пытаясь найти каждому экземпляру именно его место в саду. Сначала - не очень успешно. Помогло то, что я часто выезжала на природу и присматривалась к камням, изучая их непохожесть и своеобразие, пытаясь понять характер каждого камня.

Постепенно ко мне стало приходить понимание природы камней и их индивидуальности. Однажды я вдруг почувствовала в них Время.
Это стало началом моего диалога с камнями.
Пришло полное понимание фразы, которой японцы называли монахов– создателей садов: «монахи, договаривающиеся с камнями».
Действительно, с камнем можно «договориться». Но это получится только тогда, когда поймешь его природу, свойства, характер. И только тогда камень разрешит вам свободное обращение с ним.

Композиция из камней и горной сосны в нашем саду в форме соразмерного треугольника. Первый сезон жизни сада.

Наступило время, когда каждому новому камню в нашем саду сразу же находилось именно его место. Этому способствовал предварительный «диалог» с камнем - изучение со всех ракурсов его цвета, свойств, фактуры. Самое главное в такой «экспертизе» - определение «лица» и «верха» камня.

То есть, нахождение самой интересной его стороны, которой мы будем любоваться в саду - стороны, которой камень будет «смотреть» вверх. Наиболее значимые стороны камня – его «лицо» и «макушка» - должны быть органично вписаны в окружающую камень среду.

Таким образом, художник сада, приступая к работе с камнями, должен постараться понять характер камней, их возможности. Это позволит выполнить наиболее интересные, выразительные композиции из камней, органично вписывая их в общую канву сада.

В начале создания своего сада в японском стиле я и не предполагала, что именно камни помогут мне многое переосмыслить, приблизиться к осознанию понятий вселенской тишины, гармонии, бесконечности мироздания.
Позже у меня родились строки:
Прижились камни
В моём саду. Покрылись
Мхом густым.
Вместе с ними слагаю
Песнь Тишины…

Применение камней в японском саду весьма обширно. Это построение из них интересных композиций; оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок. Это и создание из гравия символических водных ландшафтов, а также использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.
Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.


Использование камня своей местностиХорошим тоном в Японии считается использование камней именно той местности, где сад создаётся.

Мне приходилось слышать мнение ландшафтных дизайнеров, что цвет камня при создании сада в японском стиле должен быть только таким, как в Японии. Я позволю себе с этим не согласиться. И вот почему.
Встречается довольно много людей, которым философия и культура стран Дальнего Востока стала понятна и близка. Проникшись идеями этой культуры и знаниями о ней, человек решает создать такой сад в японском стиле. Но, увы, камней, строго соответствующих по цвету и форме японским, рядом нет, а везти их издалека нет средств.

И что же, по этой причине человек он не должен создавать японский сад? Мне эта позиция кажется абсурдной.
Человек, которому близка и понятна философия и культура японских садов, вполне может создать сад в японском стиле и с теми камнями, которые есть в его местности. Причём, образ его сада может больше соответствовать японскому, нежели там, где в точности подобран цвет камня, но не воссоздан философский дух японского сада.

Если в своё творение (например, тропинку в саду или водопад, холм-«гору») вы вложите настоящую творческую энергию, то человек, идущий по вашей тропинке или созерцающий композицию из камней, обязательно почувствует эту энергию. Она ощутима в садах Японии вне зависимости от цвета камня. И тогда посетитель сада испытывает незабываемые состояния души.

Аналогичные ощущения возникают, когда мы смотрим на прекрасное живописное полотно или скульптуру. Невозможно безучастно смотреть на полотна Репина, да Винчи или скульптуры Родэна, читать Ахматову или японские танка и хайку. Нас не оставляет равнодушными мощь творческой энергии, вложенная в эти произведения великими авторами.
То же самое происходит, когда человек находится в саду, созерцая творения художника сада, вложившего в него энергию своего духа и мысли, энергию творческого вдохновения.

В современной Японии, наряду с традиционными формами, успешно применяются и новые формы создания садов камней.
При этом изощрённость ума японских мастеров находит чудесные варианты, которые в очередной раз заставляют удивляться этой изощрённости.
Сад Кензо Кума «Дом и вода» создан согласно классическим японским традициям: остров из каменных глыб в центре водоёма; форма камней также традиционна.

Сад Кензо Кума «Дом и вода»

Композиция каменной группы построена в форме соразмерного треугольника.

Но уникальность этой композиции в том, что состоит она из камней, сделанных из горного хрусталя. Немного воображения – и перед нами картина, дорисованная лучами закатного солнца.

Лучи света, отразившись от хрустальной поверхности камней, феерическими брызгами рассыпаются по водной глади и в окружающем пространстве.

Единственное, на мой взгляд, нетрадиционное в этом саду - именно эта фееричность и то, что такой сад может быть и у Хозяйки Медной горы на нашем седом Урале, и во владениях Снежной Королевы…
То есть, увидев такой сад в другой стране, не представляется возможным определить его как японский.
Конечно, новое время вносит новые ритмы. Но мне больше по сердцу те японские сады, которые несут в себе эстетику хэйянского периода с его ключевым понятием «мононо аварэ» - «красота с лёгким привкусом меланхолии»; те японские сады, которые несут эстетику дзен-буддизма; сады камней, пробуждающие мысль, приближающие к истине бытия.

Искусство расстановки камней – «сутэ-иси» считалось главным в работе создателя сада.

Настоятель дзенского монастыря когда-то сказал: «..В моём саду камней поселилось всё мироздание разом и только ждало, когда пытливый глаз откроет его и войдет в него, чтобы стать частью его…».

Удивительные слова, раскрывающие силу глубинной философии камня!
Приблизившись к её пониманию, мы сможем приоткрыть завесу великих тайн мироздания.

Правила расстановки камней в японском саду описаны во многих книгах и журналах. Поэтому в рамках данной статьи мы это подробно разбирать не будем.
Главное на первом этапе - понять значимость камней для сада в японском стиле, понять философию сада камней. Придёт такое понятие - и тогда всё остальное станет делом техники.

Рассмотрим некоторые основные правила работы с камнями:
Если вы создаёте композиции из групп камней, то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.
Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»).
Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

Для баланса энергии Инь-Ян, расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги.
Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное - соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.
Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.
Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.
Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы.

Фото из книги «Сады Киото».

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.
Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.
От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.
Мост в японском саду - это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые, с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.
Но опять-таки, должна быть мера во всём - представьте себе большой мост на площади маленького сада…
А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.
В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод.

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений. Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений - камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной. А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.
«Какая ерунда!» - скажет на это европеец, а японец поведает целую поэму о «звучании» каждого камня.

Концепция сада диктует необходимость применения камней одного типа или нескольких различных типов. Если художник сада воплощает одну конкретную идею, то обычно применяются камни одного типа. Но жизнь человека настолько разнообразна, что, создавая сад, символизирующий Путь, дизайнеру приходится символически воплощать несколько идей одновременно. И тогда мастер сада использует для этого камни разных типов.

Так, например, в нашем японском саду для создания композиции холм нашей Юности мы использовали островерхие, небольшие камни, в которых довольно просто угадать бескомпромиссность и «колючесть» юного возраста.

А вот композиция «гора»-водопад символизирует умудрённый опытом зрелый возраст, образ нашей сегодняшней жизни. Камни для создания этой композиции были использованы совсем другие - со «спокойными», но мощными «вершинами», глядя на которые ощущаешь силу духа и влияние Времени.

Камешки, которыми оформлено наше «озеро» и его берега - разные по цвету и весёлые в своей основе, потому что это символ рождения нашей светлой и весёлой внучки.

Таким образом, решив создать сад в японском стиле, мы знакомимся с философией камня в японском саду, его значением, символизмом. Эти знания дают нам возможность грамотно сформировать сад в японском стиле далеко за границами Японии.

 

Сотворив затем чудо в камне, можно будет применить к своему саду в японском стиле слова настоятеля дзенского монастыря:

«…Сосредоточившись на неподвижном, я ощущал движение высших ритмов, я слышал мелодии Вселенной и созерцал всю бескрайнюю Вселенную разом!!!»

Я от всей души желаю вам успехов в этом благородном и прекрасном деле.

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Всё об устройстве сада на Gardenia.ru


Источник: http://www.gardenia.ru/pages/sady_020.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сад в японском стиле. Философия сада камней Что носить с жёлтыми штанами



Композиция сада фото

Поделки Дачные поделки с фото инструкцией

Композиция сада фото

Виды и названия хвойных растений для сада

Композиция сада фото

Виды и названия цветников и клумб (с фото)

Композиция сада фото

Яркие идеи для сада своими руками: фото

Композиция сада фото

Фото: красивые фотографии природы и

Композиция сада фото

Телега для сада фото Дом Мечты

Композиция сада фото

Более 25 лучших идей на тему «Короткие стрижки» на Pinterest

Композиция сада фото

Дизайн интерьера Википедия

Композиция сада фото

Дизайн интерьера квартир

Композиция сада фото

Дизайн, дизайн синонимы

Композиция сада фото

Игры парикмахерская - играть бесплатно на Game

Композиция сада фото

Испанские свадебные платья. Испания по-русски - все о жизни в

Композиция сада фото

Компьютерное моделирование Википедия

Композиция сада фото

Кудри на каре, фото HAIR FRESH



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ